Якутский  героический эпос олонхо – выдающийся памятник эпического наследия тюрко-монгольского мира, является вершиной и синтезом  устной поэзии  народа. Олонхо представляет собой уникальный феномен концентрации генетической памяти, мировозрения, философии, религиозных представлений, обрядов и обычаев, песенной и устной традиции запевалов, сохранивший на протяженности столетий культурную идентичность якутского народа. Язык и стиль олонхо представляют собой высшую форму обработанной, отшлифованной, художественно организованной устной поэтической речи. Олонхо передавалось из уст в уста в виде устной сказительской традиции. Олонхо создавалась усилиями многих поколений олонхосутов. В долгие зимние вечера, в полумраке якутской, не спеша шлифовалась язык народной поэзии. Основу исполнительского мастерства составляет дар поэтической импровизации, талантливое индивидуальное сольное и коллективное исполнение. По письменным и архивным источникам сегодня выявлено 700 олонхосутов (XVII –XXI вв.) прошлого и настоящего.

Олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» — воссоздан на рубеже 1920-1930 гг. основоположником якутской советской литературы П. А. Ойунским.

Д.К. Сивцев Суорун Омоллон является зачинателем якутской музыкальной драматургии. Им написано либретто первой национальной оперы «Нюргун Боотур»

Первая национальная опера-олонхо «Нюргун Боотур» создана основоположником якутской музыкальной культуры — первым композитором Марком Николаевичем Жирковым в 1947 г. на основе одноименной музыкальной драмы.

В 1957 г. состоялось ее легендарное представление на сцене Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в рамках Декады якутской литературы и искусств и имел большой успех.