Воскресенская церковь

Здание церкви на берегу реки Синей, было переделано под клуб и со временем разрушено и снесено

     Воскресенская церковь в Синске была построена в 1815 году тщанием родовича 5 -Мальжагарского наслега Ильи Михайловича Шадрина с помощью прихожан–якутов, а так же ямщиков Ленского почтового тракта. Здание  было деревянное, трехсторонняя ограда четвертой стороной выходила на крутой берег речки Синей. Престолов было три: главный летний в память Воскресенья Христова, зимний правый придел во имя святого  пророка Божия Ильи (отмечается 20 июля по старому стилю), левый придел во имя Николая Мирликийского (с празднованием с 9 мая и 6 декабря по старому стилю или 22 мая и 19 декабря по-новому).

     Каждая церковь имела свой архив, свое хозяйство и до 30 десятин земли. Так Синская церковь имела в 1914 году старые документы прихода с 1823 года. Среди них такие, как приходно-расходные книги со шнуром и печатью, копии метрических книг, исповедные книги, клировые ведомости, обыскные книги, богослужебные журналы. Все эти документы  очень ценны для установления дат рождения и составления родословных таблиц. Эта важная государственная деятельность всех церквей вкупе с другими церковными делами была без разбора уничтожена и рассеяна по ветру в годы Октябрьской революции и строительства утопического коммунизма. Так была уничтожена история, и, народ остался без исторических памятников о своем рождении, бракосочетании и смерти, не имея также никаких данных в области земледелия и скотоводства. При Синской церкви имелась библиотека, не очень богатая, но все же имевшая 159 наименований книг,  в том числе и Библии на якутском языке 1858 года издания. Люди довоенного времени хорошо знают судьбу этих книг.

    В 1877 году по ходатайству крестьян – почто-содержащей 20 станций Иркутского тракта в селе Синск открылась одно классное народное училище. Однако оно в 1883 году приостановила работу в связи с наступившей в России глубокой политической реакции в результате покушения на Императора Александра II.

В 1888 году возобновляет свою работу как церковно-приходская школа при Синской Воскресенской церкви. Способствовал открытию церковно-приходской  школы Н.И. Шадрин и пожертвовал для этого свой дом. Князь был богат,  щедр с прогрессивным  взглядом. Известно предание, что на одном из своих праздников (ысыахов) угощал гостей языками карасей. Выше Саккырыра в  полутора километрах имеется спуск, называемый «Седэр Артыга» (сейчас «Холбос»). Здесь останавливались карбоза (аал) с грузом, специально для Николая Шадрина.

Священниками в разное время служили: Николай Протопопов, Лаврентий Попов, Михаил Никитин, Иннокентий Мамин.

    Последним священником Синской Воскресенской церкви был Николай Яковлевич Слепцов, родом из Верхоянска. Жили на территории церкви в Поповском доме всей семьёй. Дети: Алексей, Зинаида, Гаврил, Тамара, Спартак.

   В июле 1927 года добровольно отрёкся от церковного сана. Пострич себя уговорил Соловьева Федота – молодого телеграфиста. После пострижения обратился через газету «Автономная Якутия» коллегам последовать его примеру что могло, видимо получить право голоса. Был направлен учителем в Журинскую начальную школу имени «К.К. Байкалова». некоторое время был инспектором школе. Затем  направлен в Якутск на работу в Комитет взаимопомощи.

До  строительства Синской церкви все левобережье Кангаласского улуса относилось к приходу Покровской церкви. Крещением жителей Кангаласского улуса в то время занимался священник Покровской церкви Терентий Дьячковский, назначенный в 1792 г. К тому же из – за разбросанности населения на громадной территории попы навещели свою «паству» иногда раз 5-10 лет. Строительство Синской церкви стало необходимостью. Во время своей третьей поездки в Санкт – Петербург Илья Шадрин подал прошение на имя императора Александра 1 о строительстве церкви в родном наслеге. (.. Бу Саадырын устэ ыраахтаа5ыга бара сылдьыбыт, ол уhус бырыытыгар танара дьэтин туттарыах буолан кэлэр). (Этот Шадрин три раза съездил к императору, с третьей поездки возвращается с намерением строить церковь).  9 января 1813 г. Светлейший Правительствующий Синод слушал предложение господина тайного советника Государственного совета,  члена,  сенатора, Синодального Совета, прокурора и кавалера князя А.Н.Голицына приписанием сообщения министра внутренних дел, что якутский князец  Шадрин  желает способствовать распространеию (…веры христианской) и просит (… одолжение построить вблизи его жилища деревянной церкви вместе часовни там находящейся) . В 1813 г. 13 июня выходит Указ Его Императорского величества самодержавца всероссийского за № 1766 «.. о паозволении построить кн. Илье  Шадрину, близь ево жилища деревянную церковь» А 30 июня 1813 года под № 188 уже выходит Указ Иркутской духовной консистории «.. об объявлении наслегам якутским именно: 1) кн. Илье Шадрину, 2) кн. Павлу Саргырову, 3) кн. Павлу Рожину, 4)кн.Петру Колосову, 5)Василию Петрову, 6) кн. Василию Петрову, 7) тонг. кн. Герасиму Охоловкову, 8)кн  Константину Сухих, 9) старш. Павлу Лепчикову и 10) тонг. Голове Николаю Чепалову….дабы они должны быть приходом при новой церкви»

   В своем рапорте Якутскому Нижнему земскому суду Илья Шадрин пишет, что: «…. В бытности моем в Санкт – Петербурге удостоился я получить от правительствующего Синода положения о постройке на назначенном мною прежде месте по Иркутскому тракту по Синском станке деревянной церкви по приезду в свое селение…» Письмо датируется под № 961 от 20 июля 1813г. Таким образом, получив разрешение государя, и правительствующего Синода, Илья Шадрин начинает строительство нового храма. «… Дьэ ол кэлэн бу биэс малдьа5ардары туурэ тардан барыларын холбооттоон Сиинэ танара дьэтин туттарара уhу дииллэр, сэттэ нэhилиэги тарда туран, биэс Малдьа5ар, биир Мытаах, биир Одуну диэн нэhилиэктэри мунньан туран».

«… вот после приезда, говорили, собрал все пять малжагарцев, велел строить Синскую церковь,всего содействоввано было семь наслегов: пять Малдьагар, один Мытаах, один  Одуну, собрал всех вместе».

Так решено было начать строительство  церкви.

Для Синской церкви было выбрано живописное, красивое место, на берегу речки Синей. Жители наслега считали это место удобным для церкви, так как поблизости проживало многие прихожане. В 1813 г. 4 сентября вышел Указ Якутского земского суда за № 258 о переводе наслегов ко вновь строящимися на Сине церкви.

    На основании этого указа, 9 сентября того же года, вышел приказ под №738 головы Кангаласского улуса Николая Рыкунова о переводе наслегов. Он был  объявлен на собрании, которое проходило в в Мальжагарской волости у князца Павла Слепцова. Но жители других Мальжагарских наслегов выразили свое несогласие быть прихожанами вновь строящейся Синской церкви. К ним присоединились и тунгусские родовые управления кн. Соломона Лиханова и Герасима Охлопкова.

Илья Шадрин был опытным и энергичным человеком, умел руководить  людьми и в результате убеждения в 1814 г. был решен вопрос строительства церкви. В этом же году 6 наслегов (1200 новокрещеных) отошли к приходу строящейся в Синской церкви. При ней работал притч. Это 1 священник и 2 притечника, они получали государственное жалование и ружное содержание.Для церкви выделили покосной земли 32 десятин.

Итак , в 1815 году началось строительство Синской  Воскресенской церкви «… на урочище Синя, там, где ныне стоит часовня и отступить алтарем не более 5 сажень» . Об этом доложили 10 марта 1815 г. «князец и староста Илья Шадрин  с ниже подписавшимися дали сие свидетельство Покровской церкви священнику Терентию Дьячковскому». Строительство церкви стоило больших усилий и расходов. Илья Шадрин с братом Яковым Шадриным стали строителями и попечителями новой церкви. При этом большую роль сыграли «средства местного князца Ильи Шадрина».

Для постройки нового храма в Синске по решению общего собрания родоначальниками и прихожанами были доставлены бесплатно бревна из 6 родовых наслегов. Лес, прибывший сплавом по Лене специально для строительства церкви,  был отборный. Доставляли его с берега до места строителства на быках и лошадях. По рассказам Якушева Конона Петровича, 88 лет и Шадрина Федора – «Калаа» эта церковь обслуживала с юга,  с деревни Саныяхтах, с севера входили наслега с 1 Мальжагарского наслега, с запада из  Вилюйского округа, с востока входили тунгусы из Алдана.

    На строительстве нового храма плотниками, кузнецами и столярами работали якуты из разных наслегов улуса. Все они были искуссными мастерами по дереву. Ф. Врангель, посетивший Ленский край в начале 1820 –х годов, отметил, что среди якутов имеются «искусные плотники, столяры, резчики, даже живописцы».  Известно, что для строящейся  церкви мастером был приглашенный из юга человек по фамилии Кошелев: «…  Говорили, работать приходили с дойной коровой, эти люди. Закончили строение через семь лет. С южной стороны, говорили (для якутов любое иноземное  пребывание отмечается как южное), пригласили в качестве русского мастера Кошелева (Куоталап). Материал (утварь), говорили, привезли на судне с юга. Тот русский Кошелев, поднявшись на крышу церкви, чтоб увидеть уплывающее судно, на котором привезли крест, неосторожно повернувшись, не смог удержаться, упал с высоты, говорили. Но все же завершили строительство церкви.» .

    Таким образом, несмотря на большие трудности, а также благодаря Николаю Рыкунову, как головы улуса, и активной деятельности Ильи Шадрина строительство Синской церкви завершилось в 1821 году. Благочинный рапортовал архиепископу о том, что церковь готова к освящению. Освящение церкви стало большим событием, о котором написали на страницах сибирских летописей. В нем написано, что церковь «.. освящена в 1822г. Февраля 3 числа, старанием Кангаласского улуса Мальжагарской волости князцем Ильей Шадриным»

Престолов в церкви было три: главный – летний, в память Воскресения Христова, св. Антиминс сею храма имеется за подписью Михаила, Епископа Иркутского, Нерчинского, Якутского (1820). Зимний – в приделом с правой стороны во имя св. пророка Божья Ильи (отмечается 20 июля по старому стилю), Св. Пнтиминс сею приделом имеется за подписью Иннокентия, архиепископа Курильского и Алеутского (1857).. В приделом,  с левой стороны во имя Св. Отца нашего Николая Мирликийского, Чудотворца ( с празднованием с 9 мая и 6 декабря по старому стилю, или 22 мая и 19 мая по новому). Св. Антиминс сего преосвященства имеется за подписью Михаила, епископа Иркутского, Нерчинского, Якутского.

Ограда церкви была трехсторонняя, деревянная, четвертой стороной служил крутой каменный берег речки Синяя.

    Наряду с этим, были простроены амбар, а для священнослужителей – один деревянный дом.

    Большая часть икон с ризницей и церковными принадлежностями была привезена из центра. В первые годы Илья Шадрин сам работал старостой этой церкви. Об этом свидетельствуют сохранившиеся письма в делах Синской церкви.

    Илья Шадрин еще до строительства церкви купил церковные книги в Якутске. В  1821г. 18 июля в своем рапорте в Якутское духовное управление он пишет, что еще при жизни священника Григория Слепцова при Спасском монастыре были приобретены им церковные книги, но при «… неудобности к возу сюда вручил ему на время,…а после смертиего книги остались у его сына священника Григория Слепцова – Алексея…».

  Позже, по настроению Ильи Шадрина, эти книги были привезены купцом Егором Анастасовым, и «неукоснительно» были доставлены лично ему.

Относящие к Синской церкви населенные пункты были сильно разбросаны друг от друга до несколько сот верст. Например, по данным метрической книги 1818г. В Синской церкви регистрировали родившихся и бракосочетавшихся жителей далекой Жарханской волости (ныне Нюрбинский улус), Чочурский, Кырыгыдатский, Енелгенской, Шологонский, Ботулинской и т.д. волостей. Поэтому в труднодоступных и отдаленных местах приходили походные священники. Они приезжали для крещения и исповеди жителей. Основной их целью было распространение и утверждение новой веры среди жителей наслега. Для такой миссионерской работы нужен был транспорт, чтобы добираться до отдаленных мест. Поэтому мальжагарские тойоны усердно обеспечивали их транспортом. Так, в 1814г. Голова Кангаласского улуса Николай Рыкунов организовал поставку лошадей мессионеру Григорию Слепцову «при проездах».

Основным смыслом приходской жизни было удовлетворение духовно-религиозных потребностей в исполнении христианских обязанностей, приобщении к христианским таинствам, посещении торжественных богослужений, участии в православных праздниках.

Для коренных жителей наслега знакомство с новой религией являлось вхождением в орбиту российской государственности и разрывом с ранее существовавшими обычаями  и традициями. Русские же поселенцы не мыслили своего существования без православия, так оно не только организовывало и напрягало общественный быт, формировало культурную среду и духовную культуру, но и сближало их бытом и культурой местного населения.

Таким образом, строительство церкви стало важнейшим событием в истории Синска и всех Мальжегарских наслегов.

По метрической книге Синской церкви за 1816г. Число новокрещеных мужчин составило 19, женщин- 29, бракосочетавшихся – 9, умерших мужчин было8, женщин- 11.

«…Приход делился на две части. К одной относятся почтовые станции, раскинутые по течению Лены на 186 верст и содержащие на себе 30 дворов с 2012 душами мужского пола. Другую и важнейшую часть прихода составляют до 200 верст, а численность населения до 1241 душ мужского пола. Церковь Синска существует с 1822 года. От Иркутска до  отстоит она на 2396 верст, а от Якутска на 268 верст. Ктитором ее был якутский князец Илья Шадрин…»

   Илья Шадрин давал свою фамилию не только якутам, но и тунгусам. Так, например, по фамилии Шадрин встречаются «тунгусы» Павел Шадрин, староста Нюрмаганского родового управления Адам Шадрин, Федор Шадрин и др. Авторитет Ильи Шадрина для населения был огромным, некоторые из них даже за деньги подкупили его фамилию.

Прихожане любили свою приходскую церковь, созданную своими руками. Она была большой и красивой и стояла на берегу самой красивой речки Синяя. Построенная Синская Воскресенская церковь, стала шедевром тогдашнего деревянного зодчества. Если сравнить Покровский приход с Синской церковью, она по своему величию и грандиозностью была единственной в улусе. По словам сторожилов – синчан, точная копия церкви – это Николаевская церковь, которая представляет в наше время музей в с. Жемкон.

Своим видом,  чистотой и нарядностью, мелодичным колокольным звоном стала гордостью , священным местом. Ее золотые купола и кресты виднелись издалека. Синчане организовывали около церкви большие праздники. Жители наслегов на ее содержание вносили деньгами, скотом, «мягкой рухлядью» и другими ценными вещами.

Илья Шадрин со своим старшим братом Яковым Шадриным материально поддерживали церковь. Эти «добротные подаяния» были значительными. О денежных оборотах церкви дают представления «Исповедная ведомость» прихода и расхода всех поступаемых неокладных доходов.

Из выписки прикладных денег Синской церкви мы видим, что « Яков Шадрин и Илья Шадрин выделили по 100 рублей, а их жены быков и корову, почтальон Савва Аммосов 10 руб., князец Петр Шадрин 25 руб., крестьянин Яков Соловьев 25 руб., Влас Соловьев 10 руб.,Петр Юрьев – 5 руб., Парфен Батыгин – 15 руб., Илья Строев -15 руб., Мария Петровна Шадрина – 20 руб., Иван Шадрин – 10 руб., пономарь Федор Конюхов 3 руб., Дарья Дмитриевна Кузьмина – 5 руб., Егор Мордовской Сымара – 2 руб., Белдятского роду тонгус Андрей Болчогор – 10 руб., Нюрмаганского роду тонгус Аркадий – 10 руб., Сологонского роду тонгус Михаил Капина – 5 руб., ит.д.

     Итого было деньгами 586 руб., рогатого скота – два быка и одна корова, белок числами 20»

В последующие годы на средства прихожан продолжались работы по строительству причтовых домов, утеплению  храма и сооружению его ограды.

При церкви была библиотека. В ней состояли 159 названий, экз.333, все книги и журналы были духовно – нравственного содержания и одобрены священником Синода и духовною  цензурою. Имелась также Библия на якутском языке 1858 года издания.

Синская церковь имела свой архив. В ней хранились старые документы прихода с 1823 года. Среди них такие, как приходно — расходные книги со шнуром и печатью, копии метрических книг, исповедные книги, клировые ведомости, обыскные книги, богослужебные журналы.

Документальные свидетельства по истории Синской церкви не позволяют полностью освятить его историю. Синская церковь после постройки 1824  году   сгорела через 90 лет. Пожаром были уничтожены архивные материалы, библиотека, богослужебные книги и часть имущества.

В 1914 году была заново восстановлена искусстным мастером и плотником по дереву  Шадриным Федором Матвеевичем.

Каждую весну к церкви собирались прихожане и проводили праздники. Из дальних верховьев Лены купцы привозили различные товары: муку, орудия труда, ткани и т.д. Во время ледохода и ысыаха гуляли всю ночь, провожали земляков на войну, звучал осуохай и русские хороводы.

   Таким образом,  Синская церковь стала центром  всех общественно значимых мероприятий на селе.

   В 1920 году Синская церковь была закрыта, сняты купола и кресты. После реконструкции использовалась как общежитие детского дома.

    В 1927 году Синская церковь как православный храм прекращает свою деятельность в связи с добровольным отречением от священного сана отца Николая.

    В 1942 году произошел второй пожар в Синской церкви. Хранившиеся документы были уничтожены безвозвратно.

    В 1942 году позолоченные купола еще были. Когда разрушали церковь, многие жители села плакали. Об этом вспоминает Васильев Е.Н.: «До 1942 года были купола с позолотой, когда организовывали детдом,  их сняли. Когда снимали, видел происходящее, я был десятилетним мальчиком. Старушки тогда плакали от жалости, хотя я и не понимал смысла происходящего, но подумал с чувством сожаления. Было так приятно видеть, проплывая с противоположной стороны, когда еще были купола, как сверкая, поблескивая искрились они на глади воды.»

    В 1985 году когда – то процветавшая величественная Синская Воскресенская церковь была полностью разобрана. Чудом уцелевшие и сохраненные документы церкви после пожара  для нас стали ценными материалом для установления дат рождения, бракосочетания и даты смерти наших предков и составления родословных таблиц.

    Ктитор Синской церкви Илья Шадрин умер в 1826 году и был захоронен возле той церкви, которую он построил. По его  духовному завещанию, «учиненным при смерти» видно, что он глубоко уважал и почитал православную веру.  Так, из его «собственного имения его из 10- ти частей, шесть частей были розданы градским церквям в Собор и прочия для поминания его души»

Сегодня мы с благодарностью вспоминаем Илью Шадрина, который был великим миссионером, понимал необходимость просвещения своего народа и для этой цели в 1800  году добился открытия при Спасском монастыре школы для инородцев и в 1815 году семинарии..

    Таким образом, благодаря деятельности Ильи Шадрина, построившего Синскую Воскресенскую церковь, многие обучались грамоте, произошло сближение вновь крещенных иноверцев с пришлым русским населением, что способствовало углублению хозяйственных связей русского и местного населения.

 В данное время население пытается восстановить церковь.  Было проведено множество благотворительных акций, концертов и различный сбор денег, вся сумма была потрачена  на строительство здания церкви и приобретение куполов, которые наконец –то были  доставлены  11 марта 2021 года  с Епархии г. Якутска в село Синск. Радости сельчан не было предела. Надеемся, что в скором времени золото куполов  будет сиять над Синском и нашей красавицей речкой Синей.